Новосибирские педагоги обсуждают вопросы интернет-безопасности

20 августа на базе ГЦИ «Эгида» состоялась работа секции «Актуальные вопросы интернет-безопасности в образовательном процессе», в работе которой принимали участие представители администрации школ, психологи,  учителя, методисты. Секция работала в рамках Городской августовской конференции работников образования «Современное состояние и перспективы развития муниципальной системы образования: новые подходы к достижению эффективных результатов».

Цель работы секции: привлечь внимание педагогической общественности к вопросам  интернет-безопасности, выделить наиболее серьезные  проблемы, продемонстрировать имеющийся опыт  отдельных образовательных учреждений по решению этих проблем.

Разговор о вопросах Интернет-безопасности в образовании начала Татьяна Ивановна Шарапова, методист центра. Она перечислила  основные информационные угрозы в Сети, выделяемые специалистами: просмотр сайтов для взрослых, кибер-террор (кибербуллинг) и распространение в открытом доступе персональных данных несовершеннолетних. Кроме того, были приведены некоторые результаты Общероссийского исследования цифровой компетентности, проведенного в 2013 г. Левада-центром по методике Фонда Развития Интернет. Эти результаты показали недостаточную грамотность в вопросах интернет-безопасности не только детей, но и их родителей. Таким образом, налицо необходимость развернуть работу по внедрению в образовательный процесс системы правил безопасного использования сети Интернет. В Новосибирске есть ряд учреждений, работающих в этом направлении. Представители этих учреждений поделились опытом работы.  

Дмитрий Александрович Городецкий, учитель информатики школы №194 встраивает работу с учащимися по вопросам интернет-безопасности в уроки информатики. В качестве примера он привел два урока «Надежные пароли» и «Вирус - мастер маскировки», на которых дети на практике учились составлять пароли, говорили о том, как уберечься от вредоносных программ. Дмитрий Александрович  отметил, что по вопросам работы в сети Интернет уровень практических навыков и умений современных учащихся опережает уровень теоретических знаний.

Марина Александровна Боровинская, учитель биологии гимназии № 15 «Содружество» поделилась опытом проведения родительских собраний. Её выступление было посвящено компьютерным играм, игровой зависимости. Как показывает жизнь, эти вопросы становятся актуальными уже в начальной школе. Так ли безобидны компьютерные игры? Чему они учат детей? Об этом беседует педагог с родителями на классных собраниях.

Мария Владимировна Медведева, учитель математики гимназии № 7 «Сибирская», в своем выступлении подняла вопросы общения в сети. Она, как классный руководитель, озабочена тем, что зачастую дети не умеют общаться в реальной жизни, а бесконечное он-лайн общение только усугубляет эту ситуацию. Кроме того, общаясь в сети, ребята могут столкнуться с такими явлениями как троллинг, кибербуллинг. Это достаточно серьезные угрозы, которые могут привести к тяжелым последствиям, если вовремя не заняться решением проблемы.

«Информация в Интернете: возможности и риски» – тема, актуальность которой обсудили с педагогом-психологом гимназии №16 «Французская» Ольгой Павловной Божко. Участники говорили о важности соблюдения школьниками правил безопасности в Интернете, о необходимости ориентироваться в потоке поступающей информации, рассмотрели возможные последствия информационной перегрузки. Ольга Павловна рассказала о своем опыте проведения медиауроков в рамках Интернет – безопасности.

Юрист ГЦИ «Эгида» Наталья Александровна Александрова в своем выступлении говорила о  юридической составляющей информационной политики образовательных учреждений. Живой интерес слушателей вызвал вопрос о персональных данных.

Психолог Валерий Станиславович Латоцкий в своем выступлении «Ребенок и компьютер: кто кого?» Затронул вопросы интернет-зависимости и дал рекомендации по решению этой проблемы.

С докладом «Создание контента, ресурсное наполнение, информационная политика общеобразовательного учреждения» выступила Ольга Витальевна Костина, начальник информационно-издательского отдела ГЦИ «Эгида».

По итогам встречи было решено внести в проект Резолюции конференции следующее  предложение:

- поручить методической службе ГЦИ «Эгида» разработать программу курса повышения  квалификации по теме «Актуальные вопросы Интернет-безопасности в образовательном процессе».

- организовать обучение педагогов ­ – представителей ОУ на курсах (по 2 человека от учреждения).

- обратиться к специалистам муниципальной психологической службы с просьбой о проведении для педагогов и родителей серии семинаров об угрозах жизни и здоровью детей, связанных с бесконтрольным использованием сети Интернет

- организовать семинар по безопасности персональных данных для педагогов города Новосибирска.

 

Итоги работы секции.

Работа секции положила начало новому проекту «Интернет-безопасность в системе образования», который должен развернуться во всех образовательных учреждениях города. Задачи этого проекта:

- помочь детям и подросткам в осознании рисков и угроз, с которыми можно столкнуться при использовании Интернета;

- способствовать повышению уровня цифровой компетенции учителей, учащихся, родителей в части Интернет-безопасности.

 

Ссылка на материалы круглого стола:

http://www.nios.ru/files/2014-08-20%20Internet-bezopasnost.rar