Городской проект «Интернет-безопасность в образовательном процессе» представлен педагогической общественности

16 октября городской проект «Интернет-безопасность в образовательном процессе» был представлен педагогической общественности Новосибирска.  В этот день на базе Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» прошел семинар «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения детей и подростков в системе образования». Организаторами мероприятия выступили Главное управление образования мэрии города Новосибирска и Городской центр образования и здоровья «Магистр».

В программе было выступление методиста Городского  центра информатизации «Эгида» Татьяны Ивановны Шараповой, которая проинформировала аудиторию об открытии проекта, рассказала об актуальности работы по решению вопросов безопасности детей в сети Интернет, о задачах и перспективах проекта.

Городской  центр  информатизации «Эгида» активно внедряет интернет-технологии в образовательный процесс. Цифровые технологии, действительно, открывают безграничные возможности в сфере развития и образования детей и подростков. Но мы понимаем, что у любого прогрессивного начинания есть две стороны. Сегодня настало время поговорить о тех угрозах, которые существуют в сети и представляют опасность для наших детей.

Специалисты выделяют три основные информационные угрозы для детей и подростков: просмотр сайтов для взрослых, кибер-террор (кибербуллинг) и распространение в открытом доступе персональных данных несовершеннолетних. Это достаточно серьезные вещи, которые могут привести к тяжелым последствиям, если вовремя не заняться решением проблемы.

Основной задачей взрослых является: во-первых,  помочь детям и подросткам осознать риски и угрозы, с которыми можно столкнуться при использовании Интернета, и во-вторых, научить правилам поведения, позволяющим избежать возникновения неприятных или опасных ситуаций. Кто должен это делать? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: конечно, родители! Но, к сожалению, родители далеко не всегда оказываются готовы к решению этой задачи.

Общероссийское исследование цифровой компетентности, проведенное в  2013 году Аналитическим центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет показало, что на вопрос о способах наиболее эффективного обеспечения безопасности детей в Интернете только 25% родителей согласились с тем, что только они ответственны за безопасность своих детей. Остальные, так или иначе, перекладывают ответственность  на других: 18% считают, что это должна делать школа, 15% – что интернет отрасль сама должна обеспечивать безопасность детей с помощью механизма саморегулирования, 4% считают проблему вообще надуманной, а 3% затруднились ответить (Диаграмма 1).

 

 
 

Диаграмма 1

 

 

 

 

 

А вот ответы детей на вопрос «Контролируют ли тебя родители в Интернете?» (Диаграмма 2).

На диаграмме видно, что чем старше дети, тем меньше за ними контроля со стороны родителей.

Если среди детей 12-14-летнего возраста не контролируется взрослыми каждый десятый, то среди 16-17-летних без контроля  остается каждый пятый (20%).

 

 
 

Диаграмма 2

 

 

 

 

На вопрос «Что делали родители, когда вы сталкивались с интернет-рисками?» 36% детей ответили, что родители этого даже не знали. 16% детей ответили, что родители не делали ничего  (Диаграмма 3).

 

 
 

Диаграмма 3

 

 

 

 

 

Если вспомнить основные опасности, которые мы назвали, такое положение вещей должно нас обеспокоить. 

 

Таким образом, видим, что большая часть родителей не считает своей обязанностью просвещение детей в области интернет-безопасности и на сегодняшний день мало контролирует их поведение в Интернете. Если дети встречаются в сети с какими-либо угрозами, то родители не могут им помочь. 

Вернемся к вопросу, кто должен учить детей правилам безопасной работы в сети.

Получается, что именно школе необходимо задуматься над решением проблем безопасности детей в Интернете.  Ей отводится ведущая роль в цифровой социализации детей и подростков, а это значит, что учителям предстоит стать для детей проводниками в мире Интернета. При этом работать учителя должны не только с ребятами, но и с их родителями.

 

Наш центр является учреждением дополнительного образования взрослых и работает непосредственно с учителями. Следовательно, имеет возможность стать центром работы в рамках соответствующего проекта – проекта «Интернет-безопасность в образовательной среде». На самом деле эта работа в прошлом году уже началась. По приглашению ОблЦИТа все методисты ГЦИ «Эгида» и представители шести образовательных учреждений прошли обучение на курсе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», который читали представители Федерального института развития образования. Учителя, прошедшие обучение сразу же активно включились в работу на базе своих учреждений (список учреждений см. ниже):

 

  • МАОУ гимназия № 15, Дзержинский район
  • МБОУ гимназия № 16, Ленинский  район
  • МБОУ СОШ № 194, Октябрьский район
  • МБОУ СОШ № 191,  Ленинский  район
  • МБОУ Лицей № 126, Калининский  район
  • МАОУ Гимназия № 7, Кировский район

 

 Педагоги  проводят уроки интернет-безопасности, беседы с коллегами и родителями по самым актуальным на сегодняшний день вопросам. Вот некоторые темы занятий:

  • Жестокие игры (о компьютерных играх);
  • Ловушки интернета (об интернет-зависимости);
  • Цифровой образ жизни (чем занимаются дети в сети);
  • Друзья или френды (коммуникации в интернете);
  • Мы в цифровом мире (место сети Интернет в нашей жизни).

 

На сегодняшний день этими педагогами  накоплен яркий опыт работы, который необходимо передавать другим образовательным учреждениям. С этой целью в рамках августовской педагогической  конференции на базе ГЦИ «Эгида» работала секция «Актуальные вопросы интернет-безопасности в образовательном процессе». В работе секции принимали участие социальные педагоги, психологи, учителя, юристы.  Участники делились своим личным опытом, обсуждали организационные, юридические стороны работы. Вопросы, которые поднимались, вызвали живой отклик у аудитории.

 

По итогам встречи было решено внести в проект Резолюции конференции следующие  предложения:

  1. Поручить методической службе ГЦИ «Эгида» разработать программу курса повышения  квалификации по теме «Актуальные вопросы интернет-безопасности в образовательном процессе».
  2. Организовать обучение педагогов ­ – представителей ОУ на курсах (по 2 человека от учреждения).

 

Работа секции положила начало новому проекту «Интернет-безопасность в образовательной среде», который должен развернуться во всех образовательных учреждениях города. Задачи этого проекта:

  • помочь детям и подросткам в осознании рисков и угроз, с которыми можно столкнуться при использовании Интернета;
  • способствовать повышению уровня цифровой компетенции учителей, учащихся, родителей в части интернет-безопасности.

 

Чтобы вовлечь все образовательные учреждения города в работу в рамках проекта, необходимо обучить педагогов: вооружить их методическими приемами встраивания в учебный процесс занятий по интернет-безопасности, технологией их проведения, а также  обеспечить материалами для работы.

С этой целью наш центр разработал курс повышения квалификации «Дети в Интернете: методические аспекты использования сети Интернет в образовательной деятельности». Первый поток педагогов (70 человек) начнет обучение уже в начале ноября. В рамках курса педагоги разработают материалы для различных категорий слушателей: учеников, учителей, родителей; проведут одно мероприятие, проанализируют его и  обсудят с коллегами. Все материалы, разработанные на курсе, будут публиковаться на сайте http://www.save.nios.ru  для дальнейшего использования. Таким образом, еще обучаясь на курсах, учителя уже начнут реальную работу в своей школе в рамках проекта.