Формирование сетевой культуры младших школьников: опыт школы № 41

8 ноября в школе № 41 на педагогическом совете учителя обсуждали вопрос  «Формирование сетевой культуры младших школьников». Рассказывает преподаватель Людмила Владимировна Курочкина:

«Общеизвестно, что наши ученики зачастую лучше нас владеют ПК, являются активными пользователями сети. Но это не является показателем сформированности у них основ сетевой культуры. Наблюдая за общением  детей в неформальных социальных сетях (таких, как «В контакте»), обращаешь внимание и на скудность  речи, и на количество ошибок, и на недостоверность информации, и на реальные угрозы попасть под влияние радикальных групп. Дети активно проводят время в сети, не только для поиска необходимой информации, но часто, тратя время впустую, рискуя наткнуться на негативный контент. Культура сетевого общения должна закладываться как можно раньше и на протяжении всей жизни человека совершенствоваться, т.к. массовая коммуникация становится частью нашей жизни. Сетевая культура зависит от множества факторов: привита ли у ребёнка привычка классифицировать информацию на своём компьютере, умеет ли он грамотно обмениваться информацией, сформирована ли в образовательном учреждении, где он обучается, информационная среда, действует ли сайт учреждения, видит ли школьник на его страницах результаты своего труда и пр. Именно поэтому возрастает ответственность учителей по формированию сетевой культуры общения у учащихся, начиная с  младших классов. Прежде чем учить, нужно самим стремиться к повышению своей компетентности в этом вопросе. Основная цель деятельности сообщества учителей нашей школы по данному направлению заключается в следующем: с учетом возрастных особенностей учащихся донести до них все богатство информационного потенциала сети Интернет, организовать понятную и полезную информационную среду, научить пользоваться этой средой, создать условия, стимулирующие развитие индивидуальных способностей, азов сетевой и информационной культуры. 

Главное – заинтересовать ребёнка, показать ему образцы общения в сети, научить использовать ресурсы с познавательной целью, показать ему, что намного увлекательней не тратить впустую время в чатах или бесцельно бродить по сетевому пространству, а создавать в сети общественно-значимые продукты.  

Далее разговор шел о возможностях социальной сети «Дневник. ру».

Коллеги поделились своими знаниями и опытом работы. Электронный дневник ученика – инновация в образовании, позволяющая перевести отношения между школой и семьей на более высокий технологический уровень. Электронный дневник – это нововведение, которое будет помогать участникам образовательного процесса не только в общении друг с другом, но: упростит работу учителя, даст возможность родителям увидеть истинную успеваемость своего ребенка, ученику быть более честным и открытым перед обществом.

Для ученика электронный дневник позволяет не только быть честным и открытым со своими родителями, но и дает учащемуся возможность в любой момент посмотреть то, что задали на дом для изучения. В настоящее время электронные дневники позволяют ученикам общаться между собой. С учетом того, что большая часть школьников значительное время проводит в сети, наличие чата в электронном дневнике позволяет проводить время и с пользой, и с удовольствием. Польза заключается в очень важном свойстве электронного дневника – он является хранилищем информации. Это хранилище может быть организовано в виде библиотеки, которая будет содержать необходимые для обучения материалы, учебники, книги.

В заключении педагоги школы поделились опытом расширения информационного пространства - выход на другие образовательные порталы с целью участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Таким образом,  реализация всех вышеперечисленных направлений способствует формированию современного выпускника начальной школы – активного и грамотного пользователя информационными ресурсами для самостоятельного поиска и осознанного выбора информации, владеющего навыками сетевой культуры, умеющего использовать сетевое общение для развития общей культуры личности.»